Выбор средства передвижения – один из самых главных вопросов при планировании путешествия. Вариантов множество: самолет, поезд, автобус, круизный лайнер, яхта, автомобиль, мотоцикл, велосипед, или же можно просто пойти пешком, если время позволяет. Свое авто – это, конечно же, замечательно, если оно у вас, как минимум, есть в наличии. Но если даже имеется, то выдержит ли автомобиль (и водитель с пассажирами) дальний путь на край Европы, например, и обратно, и есть ли у вас желание кататься «лишних» несколько тысяч километров туда-обратно? Ну а уж если захочется попутешествовать не по европейским просторам, а по Азии, Америке, Африке или Австралии, аренда автомобиля становится просто жизненно необходимой. В самые интересные места, как известно, автобусы не ходят, а поезда тем более. Машина просто добавляет еще одну степень свободы в путешествии – свободу принятия решения и выбора места назначения. И тогда перед нами открывается новая возможность, заиметь в личное распоряжение такого неоценимого помощника – аренда, подробная информация на сайте. И все-таки что же выгоднее: покупка или аренда автомобиля?
читывая это, я из всех возможных способов перемещений по региону в большинстве случаев выбираю автомобиль. Несколько лет назад, впервые арендуя авто на время путешествия, забив в Гугле пару слов: «Аренда авто в …», я получил в ответ тысячу ссылок, большинство из которых оказались ненужными. Затем перелопатил кучу сайтов по аренде авто, форумы путешественников и прочую, безусловно, полезную, но довольно хаотично представленную информацию. Сразу возникло множество вопросов. С чего начать поиск авто? Когда бронировать? Какую фирму выбрать? Как не ошибиться в выборе? А что делать, если в дороге случиться что-нибудь? Некоторые из этих вопросов мне до сих пор не кажутся наивными или смешными.
Проблема выбора
Итак, вы решили путешествовать за границей на арендованном авто. Для начала нужно определиться с классом автомобиля, типом и мощностью двигателя, объемом багажника. Если вас больше чем два человека (классический вариант – семья из 3-х – 4-х человек или компания такого же количества взрослых людей), автомобиль должен быть никак не мини-класса. Чем длительнее поездка, тем комфортнее должно быть авто. Например, для недельной поездки по Европе я бы рассматривал автомобили гольф-класса. Ну или если финансы позволяют – более комфортабельный D-класс. А вот для поездок по островам средиземноморья при небольшом бюджете хорошо подойдут авто В-класса. Для одноразовых поездок можно сэкономить и довольствоваться самыми дешевыми автомобилями А-класса. Если путешествуют более чем четверо взрослых, лучше всего взять в аренду минивэн – цена немногим выше гольф-класса, а комфортные преимущества очевидны. Деление автомобилей на классы у каждой прокатной компании свои. Например, у одного из европейских операторов по аренде автомобилей 4 основных класса: Economy (Fiat Panda, Toyota Yaris), Family (Ford Focus, VW Passat, Alfa 147), Estate (VW Passat SW, Nissan Qashqai), People carriers (Fiat Ducato). Кроме этого, отдельной темой проходят автомобили представительского класса и спортивные авто. Там совсем другие деньги.
О типе двигателя. Тут у каждого свои предпочтения, но если предстоит поездка по горам, там где важна тяговитость двигателя и вы не собираетесь ставить рекорды скорости, больше подходит дизельный агрегат. К тому же дизельное топливо стоит на 20-30 евроцентов дешевле, а сам мотор экономичнее. В результате на больших пробегах получается очень неплохая экономия.
Не забываем про багаж – места в багажнике, как известно, много не бывает. Во время путешествия постоянное перемещение вещей в багажнике – обычное дело. Плотно упакованные чемоданы, сумки или рюкзаки будут только мешать друг другу, к тому же багажник постоянно будет пополняться купленными вещами или продуктами.
Выбор коробки: автомат или механика? Автомат, безусловно, в большинстве случаев намного удобнее механической коробки, но цена растет пропорционально получаемому удовольствию: автомат намного дороже механики. К тому же авто с коробкой автомат не всегда есть в наличии в Европе. В Северной Америке другое дело – там ручная коробка большая редкость. Та же ситуация на Кипре, Туманном Альбионе или в Таиланде – больше подойдет автоматическая коробка передач, поскольку в этих странах левостороннее движение, а переключать рычаг левой рукой – то еще удовольствие, особенно в городе.
К кому обратиться?
С типом автомобиля определились. Следующий этап – самый ответственный, на мой взгляд, – выбор компании, у который мы будем арендовать авто. Можно положиться на случай и не считать возможные потери. Я так делал, когда арендовал машину в Стамбуле. Компания была абсолютно неизвестная – одного из местных операторов, мне ее подогнали под отель, вкратце объяснили условия аренды, оставили договор, который я даже не читал, и ваучер. В итоге мне повезло: машина Fiat Altea местной сборки оказалось некомфортной, но вполне надежной, и со своей задачей в итоге справилась. Правда цена была порядка 50 евро в день, что для такой машины многовато. Сейчас на волю случая я уже не полагаюсь, обращаюсь только в хорошо зарекомендовавшие себя компании с хорошим соотношением цены и качества обслуживания.
Прокатом автомобилей занимаются как крупные международные компании, такие как HERTZ, AVIS, Sixt, Advantage, Budget, Alamo, Thrifty, National, Europcar и другие, так и небольшие локальные компании, такие как Easycar или GoldCar в Европе. Кроме того, арендой автомобилей занимаются компании-брокеры, самые известные из которых – economybookings.com, hispacar.com. На этих сайтах вы просто выбираете понравившееся вам авто, бронируете, и после этого на электронную почту приходит ваучер с указанием компании-прокатчика. Два вышеупомянутых сайта могу уверенно рекомендовать. Также можно арендовать автомобиль через сайты, которые занимаются бронированием отелей и авиабилетов. Зачастую покупка пакета отель-авиабилет-аренда авто позволит немного сэкономить, но, как и любая покупка в пакете, сужает рамки вашей свободы.
При выборе компании, предоставляющей услуги аренды автомобиля, прежде всего, нужно выяснить, какие еще компании, кроме крупных международных, предоставляют услуги на конкретной территории, есть ли у них представительства в аэропорту или в других точках вашего интереса, позволяют ли они возвратить машину не в том месте, в котором вы ее получали, или даже в другой стране. Совпадают ли часы работы выбранной компании с временем, которое устраивает вас. Многие международные операторы работают до 00:00 часов, мелкие могут заканчивать работу в 22:00, а то и раньше.
Из более мелких нюансов, возникающих при выборе, заслуживают внимания такие:
— часы работы офиса компании по прокату авто, в том числе в выходные и праздничные дни (чем шире диапазон – тем лучше);
— наличие разветвленной сети (важно, если вы собираетесь сдавать автомобиль в другом месте, другой стране);
— размер депозита, оставляемого в залог;
— стоимость и условия страховки;
— возможность взять в аренду дополнительное оборудование (детское кресло, бустер, навигатор, крепления для лыж);
— отсутствие ограничения на среднесуточный пробег и (или) общий километраж (в Европе практически не встречается, в других странах возможно);
— ограничение на пробег по грунтовым дорогам или бездорожью; (в Европе практически нет, в других странах возможно).
Выбор оператора по аренде автомобиля зависит также от маршрута, по которому вы собираетесь проехать. Проще всего – если маршрут включает в себя одну страну, при этом забираете и возвращаете автомобиль вы в одном месте, например, в аэропорту. В этом случае отлично подойдет местный недорогой оператор. Автомобили у него зачастую не хуже, а в некоторых случая даже лучше чем у крупных международных агентов, а вот цены могут быть до 30% ниже.
Если маршрут сложный и включает несколько стран, при этом забрать автомобиль вы хотите в одной стране, а сдать – в другой (например, взять в Германии, а сдать в Испании или Франции), задача усложняется на порядок, и с ней сможет справиться только международный оператор. Стоимость аренды при такой схеме вырастает в два-три раза. Возможен вариант, если вам повезет, попасть на случай, когда компания-прокатчик заинтересована в перегоне автомобиля из одной страны в другую. В этом случае стоимость аренды вырастет несущественно, а то и уменьшится.
Часто авто необходимо не в первый день по прилету в страну, а через некоторое время, при этом возвращать мы планируем его в аэропорту. В этом случае прокатная компания может потребовать дополнительные деньги. Как правило, это принято у международных операторов, а местные зачастую денег за доставку авто к гостинице или офису не берут.