Зимние автошины — шипованные или нет?

«Выбор шин для зимнего сезона — дело ответственное. Поэтому каждый правильный автовладелец перед покупкой читает «Авторевю» и «За рулем», заглядывает в Интернет и слушает друзей. И… безнадежно запутывается в обилии марок, моделей, размерностей и мнений». Примерно так начинался наш обзор зимних нешипованных шин в предыдущей статье. Готовя этот материал, мы (газета «Авторитетно об автомобилях») вместе с нашим партнером, компанией «Сакура Моторс» окончательно убедились: истин в мире нет, как нет толкового рецепта счастья и нет абсолютно лучшей зимней шины. Неизбежность собственного теста стала очевидной.

Качественные и недорогие шины бу Вы сможете приобрести у нашей компании.

С самого начала наш совместный тест планировался несколько иначе, чем широко известные шинотесты центральных изданий. Иначе по двум причинам: технической и концептуальной. Увы, в Красноярске пока негде оценить поведение автомобиля на «запредельных» скоростях — полигонов нет, а экстрим на дорогах, как читатели уже знают, мы не приемлем принципиально. Будем решать, наметки по этому вопросу есть. Вторая причина: мы стараемся изучить поведение шин в реальной эксплуатации. А реальный автовладелец чаще всего покупает зимнюю «обувь» совсем не для «полетов во сне и наяву». И, коли уж большинство красноярских автомобилистов откровенно не умеют управлять автомобилем в предельных режимах, то, согласитесь, при переходе разумных пределов их не спасут и шины.

Как мы будем тестировать? Довольно глобально: мы сравним шипованные и нешипованные шины из числа доступных в Красноярске и попытаемся выяснить на собственном опыте, нужны ли в нашем городе шипы и насколько оправдано применение «липучки». Для этого редакционный автомобиль в течение месяца будет эксплуатироваться поочередно на двух комплектах резины. Учитывать будем все, в том числе и погоду!

Что будем тестировать? Мы рассудили так. О чем первым делом вспоминает человек, решивший купить «шиповку»? Если не брать в расчет стремительно стартовавший в этом году «Амтел» (а другие российские шины пока совсем не блещут), предпочтения более-менее знающего человека остановятся на хорошем иностранном бренде (Nokian, Gislaved, Michelin, Goodyear). А вот с нешипованной резиной ситуация иная — те, кто готов отдать две-три тысячи за колесо, новую импортную «липучку» покупает редко, предпочитая за те же деньги шипы. Поэтому основное наполнение рынка нешипованных шин — это японская резина с пробегом. Очень кстати «Сакура моторс», известная как один из крупных продавцов шин б/у, занялась и новыми шипованными колесами Nokian и Gislaved.

Итак, за шипованную команду в нашем супертесте играет шведский Gislaved Nord Frost 3 — одна из лучших зимних шин. Честь японской «липучки» будет отстаивать довольно современная модель Bridgestone Blizzak MZ-03. Начинаем!

Массо-габаритные показатели

Честно признаемся: тут мы потерпели ощутимую неудачу. То ли красноярцев в этом году прибавилось, то ли они все решили разом перейти на зимнюю обувь, но с ассортиментом резины всю осень были огромные проблемы. По предварительной договоренности мы собирались взять шины размерности 185/65R14 или 185/70R14. В итоге получилось, что Gislaved достался нам в размере 185/70, а вот «бриджей» таких не хватило, и брать пришлось более низкопрофильные 185/65. К тому же на легкосплавных дисках… Понятно, что о корректном сравнении веса колес в сборе, плавности хода и даже (частично) управляемости речь уже не шла. Но не бросать же тест! Решили продолжать, опираясь на все те же «реальные условия» — согласитесь, такое может случиться с каждым в любом шинном магазине! К тому же решающего преимущества ни низкий, ни высокий профиль не дают — у обоих есть и плюсы, и минусы.

Первые впечатления

Вы не поверите, но шипы я попробовал впервые в жизни! До сих пор я эксплуатировал шины Matador MP57 Sibir — подготовленные, но не ошипованные. А в этом сезоне вплоть до начала декабря я проездил на… летних шинах Amtel Planet, предоставленных нам на длительные испытания торгово-сервисным центром «Лидер». Не из экономии, конечно, а токмо по причине любви к искусству — мы смоделировали ситуацию, когда человек по финансовым соображениям или просто из лени тянет с заменой до последнего. И, надо сказать, «Планет» на диком для него покрытии старался изо всех сил: цеплялся за снежный накат, пытался держаться на льду… Выше головы, конечно, не прыгнешь: очень хорошо зарекомендовавший себя летом и в дождь, Amtel Planet не обеспечивает надежного сцепления на скользких покрытиях. А вот на рыхлом снегу или, того лучше, промерзшем асфальте он совсем не плох! На машине, обутой в «Планет», я пережил минимум три сильнейших гололеда и пару довольно длительных заморозков и чувствовал себя вполне уверенно. Привык, скорее всего. Но рекомендовать его в качестве замены зимним шинам я, конечно, не вправе. Другое дело — обувь по сезону… Полный контроль над машиной, уверенное торможение, крейсерская скорость 90 км/ч там, где все идут 50… Честно говоря, проехав около шестисот километров на «Гиславеде», я считал, что исход дуэли предрешен, и готовился объявить нешипованные шины проигравшими. Пока не переобулся в «Близзак»…

Разгонная динамика

На льду и снегу шипованный Gislaved выигрывает вчистую. Обутый в Bridgestone автомобиль «метет хвостом» и разгоняется заметно медленнее. Но — разгоняется. Правда, тут стоит пояснить, что редакционная Honda Domani — полноприводная и на ровной дороге сможет легко стартовать даже на спортивных «сликах». Но разница все равно ощутима и небесполезна.

На асфальте же все наоборот. Но Gislaved проигрывает не из-за шипов (пробуксовки нет и в помине), а из-за большей массы — чувствуется, что проворачивать «70-е» колеса двигателю труднее, чем «65-е». В случае одинаковой размерности преимущество «липучки», скорее всего, нивелируется.

Поведение в штатных режимах движения

Самый лучший способ поверить в силу шипованных шин — пройти на них по обледеневшей трассе. Когда мы проводили первый этап испытаний, дороги за городом были очень насыщены разными «маленькими радостями»: чистый асфальт, обледенелые участки, снежно-ледяное покрытие (еще и застывшее миллионами маленьких холмиков-сталагмитов) плюс мощные снежные наносы на разделительной полосе. По такой дороге на Gislaved можно без напряжения идти со скоростью около 100 км/ч, полностью контролируя машину! Впрочем, бездумно жать на газ все равно не стоит: реакции автомобиля чуть замедляются, он с некоторым опозданием реагирует на руль. Я, например, в плавном левом повороте поставил-таки автомобиль боком, зацепив левыми колесами снежный вал. Безопасность — она ведь в голове…

На асфальте Gislaved меня удивил. Я знал, конечно, что показывают последние испытания: шипы нисколько не уступают «липучке» и на чистом покрытии благодаря большей жесткости резины в поперечном направлении. Знал, но все же не слишком верил — гвозди ведь… Оказалось, действительно — «гвозди» не помеха. Шведские шипованные шины уверенно держатся за асфальт!

Видимо, дело опять в меньшей размерности, но на асфальте Blizzak MZ-03 субъективно все равно лучше. Он легче катится, машина на нем бежит веселее, да и реакции на руль поострее. Тут меньшая высота профиля работает в пользу Bridgestone. Японская «липучка» тоже сумела удивить — она довольно уверенно работает на снегу. По переметенной разделительной полосе Honda летит на «Близзаке» ничуть не хуже, чем на Gislaved. Хотя снег есть снег: попадая в мощные наносы, автомобиль независимо от типа шин приобретает очень нервные реакции и постоянно рыскает из стороны в сторону. Старайтесь не влетать в такие «сугробы»!

А на льду Bridgestone хуже. И, хотя машина в целом контролируется, стопроцентной безопасности это не обеспечивает — ведь на дороге не все зависит от одного водителя. Идти по обледенелому покрытию так же надежно, как на шипах, на «липучке» не получится.

Поведение в быстрых режимах

Тут Gislaved удивил второй раз — и удивил неприятно. Автомобиль на этом комплекте шин приобретает ярко выраженную недостаточную поворачиваемость: проще говоря, при превышении скорости на входе он «выезжает» на наружный радиус поворота. При этом Honda довольно вяло реагирует и на сброс газа, и на его добавление. Возможно, двигатель просто не может сорвать тяжелые колеса в пробуксовку, а сцепных свойств шин в поперечном направлении уже не хватает для того, чтобы пройти поворот «тележкой». Так или иначе, но на скользком покрытии от «шиповки» ждешь большей уверенности.

А вот нешипованный Bridgestone позволяет полноприводной «Хонде» гораздо больше. Снос передней оси сам по себе меньше и легче устраняется сбросом газа и рулем. А если сразу после сброса педаль газа снова «втопить в пол», моментально подключившийся задний привод поставит машину чуть боком и позволит пройти вираж в управляемом заносе. Так что опытный водитель, жаждущий кайфа, больше порадуется «Близзаку». Но помните о пределах…

Тормозные свойства

Этот параметр в характеристике шин, без сомнения, является наиболее важным, поскольку тормозной путь автомобиля от навыков водителя (особенно если автомобиль с АБС) почти не зависит. Это вам не управляемость, где умение пилота — половина успеха. А значение короткого тормозного пути переоценить почти невозможно…

Мы проверяли тормозные свойства Bridgestone и Gislaved на двух типах покрытия: укатанном снегу и немного обледенелом асфальте. Увы, найти асфальт чистый, равно как и голый лед, не удалось — попробуем заняться этим в течение тестового месяца. Испытания проводили по стандартной методике: автомобиль выполнял несколько циклов торможения со скорости 50 км/ч с включенной АБС, затем рассчитывалось среднее значение по всем циклам за вычетом «аномальных» (резко отличающихся от всей выборки по результату). Поскольку тестировалось всего два комплекта резины, промежуточный заезд на «базовых» шинах, как это практикуют эксперты-шинники для «обнуления» субъективных ощущений, мы решили исключить.

Итак, средняя длина тормозного пути со скорости 50 км/ч на покрытии «асфальт + немного льда» для шипованных шин составила 20,98 м. Нешипованный Blizzak на этом покрытии ощутимо проиграл — только 28,12 м. Причем, пока автомобиль тормозил на более-менее чистом асфальте, замедление было мощным и уверенным. Но, как только попадалось пятно льда, АБС тут же принималась молотить беспрерывно… Почти наверняка на чистом льду проигрыш «липучки» оказался бы еще больше, а на асфальте, напротив, разрыв был бы минимальным. Но шипы-то, похоже, и на асфальте не уступят!

А вот на снегу картина иная. Gislaved все равно впереди — в среднем ему нужно для полной остановки автомобиля 36,22 м. Но в снегу шипы почти не работают — и нешипованный Bridgestone уже вплотную за шведом с результатом 39,0 м. Ради интереса мы подняли скорость до 60 км/ч — результаты (в процентном соотношении) стали еще кучнее: 48,3 и 52,0 м.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.